Иран выступает против не только коридора, но и открытия любой другой дороги – будь то Зангезурский «коридор» или «маршрут»

Исламская Республика Иран, особенно после 44-дневной войны 2020 года, всегда выступала против изменения государственных границ и появления третьих сил в регионе Южного Кавказа.

Однако эта позиция Ирана, судя по всему, претерпела определенное развитие, что выразилось через терминологию, выбранную в пресс-релизах о встрече премьер-министра Армении Никола Пашиняна и Верховного лидера исламской революции аятоллы Али Хаменеи 30 июля.

Но прежде чем перейти к этой терминологии, разберемся, почему Иран выступает против изменения границ и появления третьих сил в нашем регионе.

Почему против?

Южный Кавказ – это регион, полный конфликтов, а стороны самого горячего конфликта – Армения и Азербайджан – являются соседями Ирана. Однако Азербайджан разделен на две части: основной Азербайджан и Нахичеванская автономная республика на западе. Эти две части не имеют сухопутной границы, между ними расположена Армения, а сообщение осуществляется через территорию Ирана. После поражения армянской стороны в 44-дневной войне Азербайджан рассчитывал, что Армения предоставит Азербайджану коридор для соединения этих двух частей. Более того, подписанное по итогам 44-дневной войны лидерами Армении, России и Азербайджана заявление от 9 ноября предполагало, что коммуникации в регионе должны быть «разблокированы».

«Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России», — говорится в  заявлении.

Однако у армянской стороны был и есть ряд обоснованных опасений относительно этих «путей коммуникации». Прежде всего, официальный Ереван не против разблокирования коммуникаций, если это не будет связано с экстерриториальными «коридорами», как, можно предположить, требует Азербайджан. Кроме того, предоставление такого «коридора», да еще и под контроль третьей страны – России, фактически лишит Армению контроля над собственной территорией, что приведет к крайне нежелательным и непредсказуемым последствиям.

Иран, в свою очередь, против появления такого «коридора», поскольку это будет означать, что Азербайджан сможет связаться с Нахичеванской автономной республикой в обход территории Ирана, а это, в свою очередь, увеличит амбиции Азербайджана в регионе и снизит зависимость Азербайджана от Ирана (поскольку Иран потеряет монополию наземного сообщения с Нахичеваном). Кроме того, появление «коридора» будет также означать, что дорога, соединяющая Армению с Ираном, будет проходить через территорию, находящуюся под контролем третьей страны.

Что говорит Иран?

Посему, Иран в лице должностных лиц всегда заявлял, что выступает против «Зангезурского коридора». Однако 30 июля, когда премьер-министр РА Никол Пашинян посетил Иран для участия в церемонии инаугурации новоизбранного президента Масуда Пезешкиана, состоялась также встреча с верховным лидером Ирана аятоллой Хаменеи. Как отмечают иранские источники (1, 2, 3), в ходе этой встречи Хаменеи заявил, что «реализация «Зангезурского маршрута» нанесет ущерб Армении».

Во-первых, здесь примечательно то, что Хаменеи сделал заявление на эту деликатную тему в ходе довольно протокольной встречи. Во-вторых, слово «маршрут», использованное Хаменеи, по мнению иранских СМИ, имеет важное значение. По-видимому, это первый случай, когда Иран выступает против не только коридора (который может нанести ущерб связям Армения-Иран), но и любого другого «маршрута».

Здесь следует отметить, что ранее Иран выступал против «Зангезурского коридора», который подразумевал четко определенную экстерриториальную дорогу. Это может означать, что Иран в целом выступает против не только «коридоров» с экстерриториальными или правовыми режимами, но и любого другого маршрута, соединяющего две части Азербайджана (кроме того, который проходит через Иран).

По сути, настораживает то, что слова Хаменеи «нанесут ущерб Армении», что, в свою очередь, может означать, что действия Ирана, в случае запуска такого «коридора» или «маршрута», могут быть направлены тем или иным образом также против Армении.

Ваге Гукасян

«Союз информированных граждан»

Похожие записи: