- 13 декабря, 2024
- Внешняя политика

8 декабря 2024 года режим президента Башара Асада в Сирии был свергнут в результате захвата столицы Дамаска сирийскими вооруженными оппозиционными группировками. Асад покинул страну вместе со своей семьей, попросив убежища в Российской Федерации.
По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, решение о предоставлении убежища Асаду принял лично президент России Владимир Путин.
Постоянный представитель России при международных организациях Михаил Ульянов официально подтвердил эту информацию, заявив, что «Россия не предает друзей в трудных обстоятельствах».
«Союз информированных граждан» обобщил обещания, данные президентом России Асаду и сирийскому народу с момента вступления РФ в сирийский конфликт, а также свел воедино суть военно-политических соглашений, подписанных между двумя странами, и основные обязательства, взятые в них Москвой перед Дамаском.
С какими обещаниями Москва вошла в Сирию
Российская Федерация официально вступила в сирийский конфликт в сентябре 2015 года, став главным союзником Асада и сыграв важную роль в сохранении его власти во время кровопролитной гражданской войны, разразившейся в стране и длившейся более десятилетия.
Путин неизменно обосновывал участие российской стороны в конфликте необходимостью поддержки законного правительства Сирии, защиты суверенитета и территориальной целостности страны, защиты прав сирийского народа и борьбы с терроризмом.
В ответ на требования Запада отстранить Асада российский президент неоднократно заявлял, что Асад является «избранным народом президентом».
«Западные страны пытаются силой сменить правительства на Ближнем Востоке, не принимая во внимание суверенитет этих стран». Последствия их действий в Ираке и Ливии показывают, что такой подход катастрофичен. Мы не можем допустить, чтобы то же самое повторилось в Сирии», — заявил Путин.
Президент России также подчеркнул, что «по приглашению правительства Башара Асада» российская сторона привержена защите суверенитета Сирии.
С момента своего участия в конфликте Путин постоянно подчеркивает, что военные операции России в Сирии «направлены на борьбу с террористической угрозой».
«Мы защищаем правительство Сирии, поскольку это главная сила, способная остановить распространение террористических группировок, включая «Исламское государство» и других экстремистов», — отметил президент России.
Военные базы в Сирии в обмен на гарантии безопасности
С момента начала гражданской войны в Сирии и вмешательства в нее Москвы между сторонами были подписаны два крупных военно-политических соглашения, закрепивших и расширивших российское военное присутствие в этой стране.
В рамках этих соглашений российская сторона, по сути, взяла на себя обязательства по обеспечению территориальной целостности Сирии, ее суверенитета и защиты мирного населения от терроризма.
В 2017 году Москва и Дамаск подписали соглашение, по которому Россия на 49 лет безвозмездно получила в пользование сирийский порт Тартус для материально-технического обеспечения ВМФ России.

Тем самым сирийская сторона передала территорию в безвозмездное пользование российской стороне.
Согласно документу, срок действия соглашения автоматически продлевается на последующие 25-летние периоды, если ни одна из сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам другую сторону о своем намерении прекратить его действие.
Согласно соглашению, максимальное количество военных кораблей РФ, которым разрешено одновременное нахождение в пункте МТО, — 11 единиц, включая военные корабли с ядерной энергетической установкой․
Согласно статье 9 соглашения, российская сторона наделялась абсолютным суверенитетом над своей военной базой, то есть личный состав военной базы был неприкосновенен для сирийской стороны и находился вне сферы действия сирийского законодательства.
Российская сторона взяла на себя обязательство обеспечивать оборону порта Тартус и поддерживать безопасность прилегающего региона, внося непосредственный вклад в военно-стратегическую стабильность Сирии.
Россия обязывалась финансировать расширение и модернизацию военно-морской базы, а также поддержание местной инфраструктуры.
2-я военная база на авиабазе Хмеймим
Россия также расширила свое военное присутствие в Сирии, разместив собственные силы на авиабазе Хмеймим в провинции Латакия, которая предназначена для работы ВВС.

В рамках этого соглашения российские подразделения также имели право на полный оперативный контроль над предоставленной им безвозмездно военной базой, что означало предоставление персоналу иммунитета, а его деятельность находилась вне сферы действия сирийского законодательства.
Соглашение также давало российским войскам право на расширение, чем Москва воспользовалась в последующие годы.
Обязательства российской стороны по данному соглашению также включали обеспечение безопасности авиабазы, развитие инфраструктуры и поддержку сирийских правительственных войск в борьбе с повстанческими формированиями.
Как «террористы» стали «оппозиционерами»
Официальная Москва, которая вошла в Сирию с обещаниями защитить режим Асада и его народ от террористических группировок, в течение нескольких дней перестала классифицировать боевиков, добравшихся до Дамаска с севера страны, как террористов.
В частности, министр иностранных дел России Сергей Лавров начал использовать термин «оппозиционные группировки», говоря о силах, свергнувших режим союзника Москвы Асада.
Более того, после падения режима Асада флаг посольства Сирии в Москве, оставшийся от правления Асада, был заменен на флаг оппозиции.
Таким образом, российская сторона вмешалась в сирийский конфликт и подписала ряд важных соглашений, чтобы не допустить свержения законного режима Асада, защитить суверенитет страны и защитить сирийский народ от так называемых террористических группировок.
Однако в действительности ни одно из них не было выполнено: в конце концов, режим Асада был свергнут, а «террористы», от которых Москва была обязана защищать народ, теперь являются «оппозиционными силами».
Нане Манасян
«Союз информированных граждан»