Незаконный статус Погранвойск РФ в Армении

НПО «Союз информированных граждан» (СИГ) недавно направила запрос в МИД Армении и выяснила, что:

  • «Для вступления в силу договора от 30 сентября 1992 года «Между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования» никаких ратификационных процедур не проводилось в соответствии со статьей 30 договора, согласно которой указанный договор вступает в силу с момента подписания.

В ответ на другой запрос СИГ в Министерстве сообщили:

  • «Договор от 30 сентября 1992 года «Между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования» был подписан Премьер-министром Республики Армения без специальных полномочий, поскольку, согласно положениям статьи 5 Закона РА от 6 июня 1992 года «О заключении, ратификации и аннулировании международных договоров Республики Армения», Президент Республики Армения, Премьер-министр Республики Армения и Министр иностранных дел Республики Армения имеют право вести переговоры по международным договорам Республики Армения и подписывать их».

В ответ на последний запрос в МИД сообщили, что:

  • В Министерстве и СНБ нет информации о наличии решения Верховного Совета Республики Армения о размещении (дислокации) пограничных войск Российской Федерации в Республике Армения.

Здесь, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что независимо от того, какая процедура предусмотрена (или никакой процедуры не предусмотрено) в международном договоре относительно его подписания и/или ратификации, в сфере внутреннего регулирования каждой страны находится вопрос о том, какой вид международных договоров подлежит ратификации и для каких типов договоров достаточно подписи.

Причем, это касается сферы разделения и балансирования полномочий между важнейшими государственными органами, и такие нормативы часто находят место не в обычных или даже органических законах, а в Конситуции государства, во многом в зависимости от роли президента, правительства и парламента страны. И даже если в договоре предусмотрено, что только подпись является достаточным условием для его вступления в силу, в случае, если внутригосударственное законодательство предусматривает процедуру ратификации, процедуру необходимо соблюдать. В противном случае это будет означать превышение полномочий и узурпацию власти.

Более того, в соответствии со статьями 8 и 9 Закона РА «О заключении, ратификации и аннулировании международных договоров Республики Армения» (принят 6 июня 1992 г., срок действия истек 1 сентября 2000 г., приведенный текст по состоянию на ноябрь 2011 года здесь), на который ссылается МИД РА, международные договоры Республики Армения ратифицируются Верховным Советом Республики Армения. Ратификации подлежат: соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи, обороне, взаимном отказе от применения силы или угрозы ее применения, территориальном разграничении, примирении, регулировании торговли, соглашения о международных организациях, договоры, соглашения, налагающие обязательства на финансы государства, договоры о статусе физических лиц и внесении изменений в законы.

Причем, по состоянию на ноябрь 1992 года первая Конституция Республики Армения еще не была принята, однако Верховный Совет принял Декларацию о независимости, согласно 12-му пункту которой «Декларация служит основой для разработки Конституции Республики Армения, внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию, деятельности государственных органов, разработки нового законодательства Республики». То есть, прежде всего, отсюда очевидно, что Конституция и другие законы, которые должны были быть приняты, не могли противоречить Декларации. Это краеугольный правовой документ, который еще до принятия конституционных положений декларировал важнейшие вопросы деятельности государства

Согласно пункту 5 Декларации, войсковые соединения других стран, их военные базы и сооружения могут размещаться на территории Республики Армения только по решению ее Верховного Совета.

Таким образом:

(а) согласно определению Декларации пограничные войска Российской Федерации, их военные базы, подразделения могли быть дислоцированы в Республике Армения только по решению Верховного Совета;

(б) в силу действующего Закона, договор от 30 сентября 1992 года «Между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования» должен был быть ратифицирован Верховным Советом.

Рузанна Авагимян

«Союз информированных граждан»

Похожие записи: