- 26 Февраль, 2016
- Выборы
Как известно, власти Армении намерены в Новый избирательный кодекс включить элементы электронного голосования в целях повышения общественного доверия к выборам.
Однако, в принятом в 2011 году Избирательном кодексе некоторые функции уже осуществляются в электронном виде и «Союз информированных граждан» решил выяснить, насколько осуществление этих функций стало более справедливым и прозрачным.
В частности, речь идет об электронной жеребьевке, посредством которой определяется, представитель какой именно партии или блока будет председателем той или иной участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) в каждом из избирательных округов. Дело в том, что в каждом избирательном округе каждая парламентская партия или блок получают квоту председателей участковых избирательных комиссий, пропорциональную количеству депутатов, избранных по ее списку в Национальное Собрание по пропорциональной системе (в процентном соотношении), а конкретно какой партии или блоку достанется тот или иной избирательный участок, определяется электронной жеребьевкой.
Однако количество избирателей на избирательных участках бывает разным и может составлять от нескольких до 2200 избирателей и здесь уже дело случая (во всяком случае, должно быть так), кому достанутся участки побольше, а кому – поменьше.
Элементарная арифметическая логика подразумевает, что в результате распределения постов председателей примерно 2000 участковых избирательных комиссий участки, доставшиеся всем парламентским партиям в результате жеребьевки, должны были иметь примерно то же количество избирателей, зарегистрированных в базовом списке избирателей (примерно 1260 избирателей). Однако, результаты «жеребьевки» иные.
2012 – парламентские выборы
Таким образом, на выборах Национального Собрания 2012 года председатели участковых избирательных комиссий от Республиканской партии были на участках, где среднее число избирателей составляло 1320, а между тем тот же показатель у других партий колебался в пределах 1200-1248.
То есть, у остальных партий показатели близки, а представители РПА возглавляли комиссии на участках, где количество избирателей было в среднем выше на 100.
Притом эта разница еще более чувствительна в областных избирательных округах, где спектр размеров участков еще выше. И если в областях РПА достаются участки, где в среднем 1198 избирателей, то среднее количество избирателей на участках, где председателями комиссий являлись представители других партий, составило 1042-1088, что примерно на 140 избирателей меньше, чем количество избирателей на участках, где комиссиями руководили представители Республиканской партии.
2013 – Президентские выборы
Республиканской партии еще более повезло на президентских выборах 2013 года, когда в результате жеребьевки ее представители возглавили избирательные комиссии на участках, где в среднем было зарегистрировано 1350 избирателей, а основной оппозиционной на этих выборах партии «Наследие» достались участки, где было в среднем 1163 избирателя. То есть, представители РПА возглавляли комиссии на участках, где было зарегистрировано в среднем на 187 избирателей больше, чем представители «Наследия».
И вновь на областных участках эта разница была еще более ощутимой (РПА՝ 1226, «Наследие»՝ 985, разница՝ 241).
2015 – референдум
Отметим, что подобной картины не наблюдалось во время референдума по Конституционным изменения 2015 года и все парламентские партии получили в среднем примерно равное количество мест председателей участковых комиссий участков со средним количеством избирателей. В частности, среднее количество колебалось в промежутке от 1226 до 1298 избирателей. А среднее количество избирателей на участках, избирательные комиссии которых возглавлялись представителями РПА, было довольно достоверным – 1258.
Хотя это говорит о том, что в 2015 году ЦИК на подобную фальсификацию не пошел и жеребьевка на самом деле имела место, однако в то же время это еще более подчеркивает ненормальность результатов подобной жеребьевки на выборах 2012 и 2013 годов.
Доверие?
Предоставление постов председателей участковых избирательных комиссий представителям РПА со стороны ЦИК на выборах 2012 и 2013 годов теоритически может объясняться случайностью и везением республиканцев.
Однако как размер, так и повторение разницы во время двух общегосударственных выборов доказывает, что в это время в ЦИК были проделаны какие-то изменения в осуществляющей жеребьевку программе «Выборы-2» и последняя провела жеребьевку не по принципу случайности, а по какому-то другому, который был выгоден Республиканской партии. Подобное было бы невозможным, если бы жеребьевка проводилась по «старому доброму» методу (например, как в лотереях), без применения электронных систем.
В любом случае, факт, что программа электронной жеребьевки в 2012 и 2013 годах выдала желательные для партии власти результаты и, следовательно, это она может считаться внушающей доверие.
Более того, это доказывает, что внедрение электронных систем в избирательный процесс не может поднять уровень общественного доверия к этим процессам, так как если возможно сфальсифицировать проводящую жеребьевку электронную систему, до может быть сфальсифицирована любая электронная система, выполняющая любую другую функцию в избирательном процессе.
«Союз информированных граждан»