- 13 апреля, 2016
- Внешняя политика, Военное сотрудничество

В свете военно-политических событий последней недели, возникает ряд вопросов, касающихся региональной военной политики, самый главный из которых на данный момент-чего же хочет Россия.
В то время как некоторые пытаются утверждать, что Карабахское напряжение последних дней возможно было без дозволения России, и Азербайджан по собственной воле осуществил нападение на НКР, события последних лет доказывают обратное.
В особенности, российско-азербайджанская военная торговля и тот факт, что по сей день не перечислен предоставленный армянской стороне ещё в 2015 кредит на покупку оружия в $200 млн, а также сожалеющий ответ официального представителя МИД РФ Марии Захаровой на протест Азербайджана против этого кредита, в совокупности, могут быть трактованы Алиевым как уверение, что в случае войны, он не будет одёрнут со стороны “большого славянского брата”.
Дипломатические заявления прошедших дней являются свидетельством того, что Кремль не был против такого развития событий. В частности, перенос заседания Евразийского экономического союза под предлогом военной ситуации (в реальности с целью продемонстрировать Баку, что структура не поддерживает армянскую сторону в этой ситуации), а затем сокращения уже давно запланированного визита Медведева в Ереван для посещения Баку наглядно показали, что Москва изменила подход не только в сфере купли- продажи оружие, но и в дипломатии. Ко всему добавилось то, что премьер-министр РФ в Баку посетил мемориал шахидам и возложил венок в память об азербайджанских солдатах, погибших в боях против армянских сил.
Естественно, как в 90-е годы, так и теперь, основной целью России является расположение своих миротворцев в Карабахе. Не остается сомнений в том, что существование нагорно- карабахского конфликта остается главным рычагом России для поддержании своей власти в регионе․ Таким образом, улаживание конфликта в пользу любой из сторон, не в интересах РФ. В то же время привлечение российских миротворцев навсегда решило бы вопрос подчинения Армении, способной осмелиться ослушаться Кремля. О подобных намерениях РФ, говорят нижеприведённые факторы:
- Соглашение о прекращении огня было достигнуто в Москве 5-ого апреля главами штабов вооруженных сил Армении и Азербайджана. Иными словами, это соглашение не дипломатическое, а военное. Министры иностранных дел не учавствовали в обсуждении данного соглашения. Возникает вопрос, что обсудили стороны в ходе встречи в Москве, и почему эта встреча была конфиденциальной.
- 7-го апреля, в интервью немецкой Deutsche Welle, Серж Саргсян отметил, что Армения никогда не была против размещения российских миротворцев в Карабахе. Учитывая тот факт, что НКР решительно выступает против размещения миротворцев на своей территории вплоть с 1994 года, создается впечатление, что президент готовит почву для нововведений.
- В последние дни армяно-российские отношения серьёзно ухудшились. Это имело множество проявлений, начиная с изменения риторики Еревана по вопросу «стратегического партнёрства» и, заканчивая тем обстоятельством, что Дмитрия Медведева сопровождал в Цицернакаберд только мэр Еревана Тарон Маргарян. Всё это может быть обусловлено как вооружением Азербайджана Россией (что не новость), так и какими-то дипломатическими мерами.
- В то же время активно обсуждается некий мистический Казаньский документ, который был предложен в 2011 году, на встрече президентов России, Армении и Азербайджана. Армения согласилась принять этот документ, а Азербайджан отказался. В то время ходили слухи о том, что в соответствии с документом, Армения согласилась предоставить некоторую часть освобожденных регионов вне бывшего НКАО (некоторые объявляли о 5-и, а некоторые о всех 7-и), и Карабах должен был получить особый статус. Хотя полезность этих документов для армянской стороны можно поставить под сомнение, но ещё более подозрительно, что Сергей Лавров на днях в Баку заявил, что у российской стороны имеются предложения по урегулированию конфликта, а стороны близки к принятию этих предложений. В ответ на эти заявления пресс-секретарь МИД РА Тигран Балаян отметил, что представленный в 2011 Казанский документ лежит на столе переговоров. К принятию каких документов близки стороны, Казанских, или каких-то иных, неизвестно. Тем не менее, ясно, что если после 4-х дневной войны Кремль навяжет Армении предложения, согласно которым часть территорий передаются Азербайджану, а другие получают чёткий статус под контролем российских миротворцев, то последнее нападение со стороны Баку было осуществлено если не по указу Москвы, то под её покровительством.
- В Армении есть политические силы, которые выступают за размещение миротворцев в Карабахе. В частности, такое мнение было высказано главой фракции АНК Левоном Зурабяном на Национальном Собрании, а правящая Республиканская фракция заявила, что они не против размещения миротворцев.
- Вчера стало известно, что созданной по указу президента России Владимира Путина «Национальной гвардии», будет дано разрешение на проведение внешней миротворческой миссии. И хотя структура основана на российской полиции, тем не менее, она будет работать на «поддержание миротворческой миссии» за пределами России. То есть, если в Нагорном Карабахе будут размещены российские миротворцы, это будут те войска, которые принимают участие в разгоне демонстраций в России.
Анна Памбукчян
«Союз Информированных Граждан»